В вузах могут появиться письменные вступительные испытания

Министр образования и науки Ольга Васильева в интервью одному из телеканалов заявила, что инициатива о введении дополнительных письменных вступительных испытаний в вузы пока находится в разработке в Минобрнауке, и этот шаг не должен нивелировать идею ЕГЭ. Такое новшество может касаться, прежде всего, медицинских, инженерных и педагогических вузов и, по словам министра , «требует обсуждения».

Напомним, ранее с предложением ввести письменные экзамены в вузах обратился ректор МГУ Виктор Садовничий, где такой экзамен проводится на всех факультетах и позволяет отобрать самых подготовленных студентов. «Для нас это архиважно. Потому что таким образом у нас есть три показателя: мы учитываем ЕГЭ, берем олимпиадников и проводим письменный экзамен по всем предметам». — рассказал ректор МГУ.

Кроме МГУ, такое право есть у СПбГУ и некоторых других вузов, включая МГИМО и, по словам абитуриентов, сдать внутренний экзамен иногда сложнее, чем ЕГЭ.

Педагогическим и медицинским университетам законом разрешено проводить испытания на профпригодность, например, тестирование, которое выявило бы тех , кому в школе или больнице работать противопоказано по психологическим соображениям. Но ни один вуз этим правом не пользуется. Понятно, что при дополнительном фильтре на входе вуз лишится части абитуриентов. А конкурс и средний балл поступающих — сегодня важные показатели работы вуза. Есть еще один момент: правила поступления едины для всех — и для бюджетников, и для платников. Если вузы введут дополнительный письменный экзамен, они могут недосчитаться доходов от внебюджетных отделений.

Кстати

Выпускники колледжей будут сдавать демонстрационные экзамены, когда для них смоделируют реальную производственную ситуацию и попросят показать свои умения.

Источник

О сфере образования говорили сегодня на Совете законодателей РФ

Политика

Сегодня состоялось заседание Президиума Совета законодателей РФ. Как сообщает Минобрнауки, среди прочего присутствующие обсудили  законодательное обеспечение государственной политики в области образования.

 

Фото: Анатолий Жданов

— Мы только справились с важной задачей в целом по стране – ликвидировали очереди в детские сады для детей с трех лет. Очень важно теперь искать возможность, чтобы создать места и для малышей от полутора лет, особенно в семьях, где родители хотят работать, – заявила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Затем она призвала законодателей взвешенно подходить к вопросу о ликвидации сельских школ, поскольку зачастую закрытие школы приводит к умиранию села.

Еще одна тема, поднятая на заседании, — тема слияния вузов. Ранее министр образования и науки Ольга Васильева уже высказывалась о слиянии вузов, тогда она заявила, что в этом вопросе руководствоваться нужно, в первую очередь, целесообразностью.

Матвиенко отметила, что общение с новым министром образования и науки убедило ее в том, что волнующие общество вопросы образования будут решаться.

Источник

Правительством утвержден паспорт еще одного приоритетного проекта

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Проект «Доступное дополнительное образование для детей» будет реализовываться до 2025 года. Планируется, что во всех регионах заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей. Об этом пишет «Учительская газета».

 

Основная цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей.

В 2018 году планируется модернизировать около 400 тысяч учебных мест дополнительного образования, а к 2025 году – более 1,8 миллиона учебных мест.

По планам правительства в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 миллиона детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.

Источник

Опубликованы образцы Всероссийских проверочных работ для 11-х классов

ВПР в 2017 году будут проведены для выпускников в режиме апробации. Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, они пройдут с 25 апреля по 18 мая

© Валерий Матыцин/ТАСС

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Федеральный институт педагогических измерений опубликовал образцы и описания Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11-х классов по биологии, географии, истории, химии и физике. Об этом сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.

«ВПР в 2017 году будут проведены для выпускников 11-х классов в режиме апробации. Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, они пройдут с 25 апреля по 18 мая 2017 года», — сказали в пресс-службе.

ВПР в 11-х классах предназначены для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс данного предмета на базовом уровне.

Содержание и уровень заданий ВПР для 11-го класса учитывают то обстоятельство, что выполнять эти работы предстоит выпускникам, не планирующим сдавать ЕГЭ по соответствующему предмету. Поэтому в ВПР будут включены для проверки наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки выпускников элементы по каждому учебному предмету, в том числе необходимые каждому гражданину знания по истории России, представления о здоровом и безопасном образе жизни, представления о природных процессах и явлениях.

Приоритет отдается заданиям со свободным ответом в виде числа, слова, нескольких слов, заданиям с развернутым ответом, в которых необходимо написать связный текст из нескольких предложений. Широко используются контекстные задания, в которых часть информации, необходимой для ответа на вопрос, приводится в тексте задания.

При выполнении ВПР разрешается использовать различные справочные материалы (например, атласы по географии, справочные таблицы по физике и химии). Все ВПР рассчитаны на выполнение в течение 90 минут.

Результаты ВПР не будут учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении аттестата о среднем общем образовании. Участие школ в проведении ВПР в 11-м классе не является обязательным, такое решение будет принимать сама образовательная организация.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/3852242

Всероссийская контрольная «Выходи решать» пройдет 12 февраля 2017 года

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!», приуроченная к 50-летию Заочной физико-технической школы Московского физико-технического института (МФТИ) пройдет 12 февраля 2017 года, сообщил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» председатель методической комиссии контрольной, проректор по учебной работе и довузовской подготовки МФТИ Артем Воронов.

Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!», организованная МФТИ при поддержке «Яндекс», будет проводиться на русском языке по трем предметам — математике, физике и информатике. Участие в контрольной смогут принять все желающие, они смогут решать задачи как по всем предметам, так и по каждому отдельно. Контрольная проводится по программе учреждений основного и среднего общего образования, рекомендуемый уровень знаний — не ниже 8-го класса образовательных учреждений.

«Мы ожидаем, что в первой контрольной, которую будем проводить 12 февраля, примут участие около 100 тысяч человек. Контрольная будет проводиться как через он-лайн платформу, так и в форме очного проведения на площадках школ, вузов», — сказал на пресс-конференции Воронов.

Он пояснил РИА Новости, что результаты контрольной будут подводиться в два этапа. На первом — участник получит результат сразу после написания контрольной. На втором — все данные по участникам будут объединены в статистические сведения по баллам, числу частников и так далее; эти сведения будут доступны на сайте контрольной примерно через две недели после ее проведения.

«Основная идея Всероссийской физико-технической контрольной «Выходи решать!» — привлечь внимание к предметам естественно-научного цикла, важнейшим для нашей экономики — математике, физике, информатике. Тем, кто хочет принять в ней участие, не надо бояться, что что-то забыл, на самом деле это не так — если посидишь и подумаешь, то решишь задачу», — сказал, отвечая на вопрос РИА Новости, ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

Ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко считает, что физико-техническая контрольная может стать ежегодным мероприятием. «Мы надеемся, что контрольная станет ежегодной. И мы рады одними из первых поддержать это событие», — сказал он.

Член правления Фонда управления целевым капиталом для развития МФТИ Дмитрий Аксенов (RDI Group) в ходе пресс-конференции отметил, что в настоящее время за рубежом уже есть желающие принять участие в такой контрольной, в частности в Шанхае, Берлине, Лондоне, Каракасе.

«Речь идет о выпускниках российских технических вузов, о бизнес-сообществах, о людях, которые работают за рубежом, но сохраняют связь с Родиной. Я уверен, интерес за рубежом будет и в учебных заведениях. Но нам надо решить, хотим ли мы на первом этапе включать их и усложнять эксперимент», — пояснил РИА Новости Аксенов.

Источник

Большая перемена: что опять изменится в российских школах

Ученики на занятии в инженерном классе московской школы №2030, открытом в рамках образовательного проекта Инженерный класс в московской школе. Архив

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Каждый год российские школы ждут перемен. Сначала вводили ЕГЭ. Потом, когда к этому привыкли, спешно добавили старшеклассникам обязательные сочинения. Те принялись вспоминать, что это вообще такое. В ГИА/ОГЭ (в 9 классах) были экзамены по двум обязательным предметам, с 2016 года к ним прибавились еще два экзамена по выбору учеников. А с 2018 года у девятиклассников ожидается еще один обязательный экзамен — по иностранному языку.

Самые обсуждаемые сейчас возможные перемены в школьном образовании — это новые уроки православия (всё не так, как многим показалось), расширение штата школьных психологов (давно пора) и введение в 11-х классах всероссийских проверочных работ по неосновным предметам (школьники, учителя и родители в легкой панике).

Уроки православия и школьные психологи

Урок православия в средней школе. Архивное фото
РАО заверяет, что «православная культура» не станет обязательным предметом

С возможным введением в школах обязательных уроков православия тревога оказалась ложной.В Российской академии образования подтвердили, что проект предмета «православная культура» в школах не предполагает его обязательного включения в школьную программу, об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе академии.

Позже в Минобрнауки заявили, что появление предмета по изучению православной культуры как факультатива не является инициативой министерства.

Давно назрел вопрос о реформировании работы школьных психологов. Сейчас на одного специалиста приходится от полутора до двух тысяч детей — о какой действенной помощи можно говорить?

Нормативно-подушевое финансирование «очень больно» ударило по системе психологической помощи школьникам, происходит «вымывание кадров» из общего образования, заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Детский психолог. Архивное фото
Психологическая служба должна быть в каждой школе, заявила Васильева

Министр рассказала, что зарплата школьного психолога вдвое меньше учительской, что также приводит к сокращению кадров.О необходимости перемен в этом направлении ранее говорила вице-премьер Ольга Голодец. После истории с гибелью подростков в Псковской области она сообщила, что правительство собирается усилить всю службу психологов, прежде всего школьных.

Вице-премьер пояснила, что сегодня психологи в школах ориентированы на детей, которые живут в заведомо неблагополучных семьях, а скрытое неблагополучие, дефицит времени у родителей зачастую приводят к серьезным последствиям.

Зачем усложнять жизнь будущим выпускникам?

Школьницы на празднике «Последний звонок» в классической гимназии №17 в Новосибирске

Еще одно планируемое нововведение — Всероссийские проверочные работы (ВПР) по пяти неосновным предметам. Считается, что для выпускников это станет неким механизмом, направленным против «натаскивания» к ЕГЭ.

Ученица в классе. Архивное фото
В Рособрнадзоре рассказали о содержании ВПР для 11 класса

По словам замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, в 11-х классах в этом году «проводится апробация, участие школ — добровольное. Более того, добровольно участвуют и сами ученики».В Москве, по предварительным данным, в эксперименте участвуют около 100 школ. Станут ли подобные контрольные обязательными — пока неизвестно.

В Рособрнадзоре подчеркнули, что ВПР, которые в апреле-мае 2017 года будут проведены для выпускников 11 классов в режиме апробации по пяти предметам, не являются экзаменом.

Ученики, их родители и учителя, конечно, забеспокоились. Ведь ЕГЭ при этом никто не отменяет. В результате так называемые «натаскивания» останутся, только к ним прибавится подготовка по предметам, по которым выпускники не планируют сдавать госэкзамены.

Это может существенно затруднить подготовку к поступлению в вузы — ведь теперь много времени придется потратить на то, чтобы вспомнить предметы, которые в будущем не пригодятся по выбранной специальности.

Урок в школе. Архивное фото
Четверть российских школ захотела провести ВПР среди 2 и 5 классов

Многих интересует — в чем смысл нововведения? Зачем будущему филологу тратить часы и дни на решение задач по физике и химии? Зачем будущим математикам сдавать географию, а музыкантам — биологию, и всё это за месяц до ЕГЭ?Сдача госэкзаменов — большой стресс для выпускников, они сейчас загружены так, как нам и не снилось. Плюс еще каждый год происходят какие-то очередные перемены, и они чаще всего только усложняют школьную программу.

Неравнодушных родителей беспокоят и возросшие нагрузки на их детей, и — что немаловажно — возможные дополнительные затраты на репетиторов по неэкзаменационным предметам.

Но пока в Минобрнауки уверяют, что это будут обычные итоговые работы, результаты которых не будут учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении аттестата о среднем общем образовании.

В любом случае, остается непонятным: зачем преобразования вводятся именно для 11 классов? Почему каждый год в школьной программе появляется что-то новое (или хорошо забытое старое)? Если нужны реформы в образовании — не разумнее ли приступить к ним в начальной школе, или хотя бы с пятого класса, постепенно подготавливая будущих выпускников к новым реалиям, а не обрушивать на нынешних старшеклассников очередные испытания?

Если чиновникам не нравится уровень подготовки школьников, то почему за это в срочном порядке должны расплачиваться родители, расходы которых на подготовку детей к ЕГЭ и так велики?

Какие еще нововведения появятся в российских школах

Глобусы в книжном магазине

1) Маленький «Сириус» в каждом регионе. Все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать», считает Ольга Васильева. Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей, аналогичных сочинскому «Сириусу«.

2) Школьная олимпиада по научно-исследовательской деятельностипоявится в России, — об этом рассказала глава Минобрнауки Ольга Васильева на форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России».

3) Названо пять направлений дополнительного образования, которые должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. «Эти пять направлений должны быть в каждой школе, и это требует очень мало затрат», — сказала Ольга Васильева на Съезде Российского движения школьников.

Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию в Кремле. 23 ноября 2016
Путин: школы должны сохранить глубину и фундаментальность образования

4) Российское движение школьников (образовалось 1 сентября 2016 года) должно брать на себя большую часть ответственности за воспитание. «Движение школьников должно помогать в том, чтобы дети наши были воспитаны в тех самых ценностях, которые для нас понятны. Мы хотим, чтобы они были добрыми, чтобы они относились хорошо к малым, старым, сирым и убогим… Мы хотим, чтобы у нас были нравственные и здоровые дети», — пояснила министр.5) Учащиеся 11 классов в 2017 году напишут Всероссийские проверочные работы по географии, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцовна съезде учителей географии.

Этим будет компенсироваться «незначительный выбор школьников по географии мы в этом году» (очевидно, имеется в виду выбор ЕГЭ).

Источник

Стратегии действий в интересах детей обсудили на конференции в Москве

Мужчина передает растение ребенку

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Перспективы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в период после 2017 года обсудили участники Всероссийской интернет-конференции «Навстречу Десятилетию детства. Современные вызовы: стратегии действий в интересах детей», которая состоялась в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ).

Открывая интернет-конференцию, ректор МГППУ, член Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Виталий Рубцов сообщил, что Стратегия объединила усилия законодательной и исполнительной власти всех уровней, представителей различных институтов гражданского общества, профессионального сообщества, а также детей и их родителей. Подчеркнув, что внедрение профессиональных стандартов в социальной сфере начинает сказываться на всей организации работы с детьми, спикер отметил, что Национальная стратегия действий в интересах детей «обязательно, но уже в обновленном виде, должна быть продолжена».

Среди главных проблем участники конференции, собравшей представителей 72 регионов РФ, назвали рост нищеты и неравенства, насилия и жестокого обращения с детьми, образовательного неравенства, а также несовершенство правосудия, миграцию и проблемы взросления в «цифровом» мире. Специалисты обсудили важнейшие долгосрочные документы, принятые в рамках «Национальной стратегии…», которые будут активно реализовываться уже после 2017 года.

Список обязательной школьной литературы нельзя сокращать, считают в ОНФ

В школьной библиотеке. Архивное фото

С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 дек – РИА Новости. Список обязательной литературы для чтения в школе не должны сокращать, заявила руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и Совета при президенте РФ по русскому языку.

Президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая. Архивное фото

«Идея сокращения списка обязательной литературы для чтения в школе вызывает ожесточенные споры в гражданском обществе: сокращать или не сокращать, а если сокращать, то, что сокращать. Но мы не должны сокращать, наша задача – создавать новые возможности для открытия мира литературы людям любого возраста, находить новые мотивы обращений к классической литературе, показывать, что ее чтение – это интеллектуальный труд, интересный и захватывающий», — сказала Духанина в пятницу.

Депутат подчеркнула, что многим взрослым сегодня интересно вновь открывать для себя классику, которую не они не смогли понять в полном объеме в детстве.

«Ведь, именно классика соединяет в себе сразу великолепие русского языка, глубину смыслов и образов, духовные и нравственные уроки», — сказала Духанина.

При этом она также отметила, что русская классическая литература остается самым естественным и эффективным путем формирования личности.

«В ней опыт и историческая память русского народа, путь сострадания и нравственного самоопределения. К сожалению, у нас пока еще растет число не читающих детей, школа концентрируется на анализе интерпретаций текстов, а само чтение, как правило, выходит за рамки урока. Распространяются краткие пересказы, готовые сочинения, готовые лицензии. В итоге, большой текст классического романа 19 века становится сложно воспринимаемым для современного ученика», — сказала Духанина.